Техническая литература
В нашей библиотеке Вы найдены разнообразные издания относящиеся к агротехнике

На главную
К списку литературы

Топливо, смазочные и технические материалы

ТОПЛИВО, СМАЗОЧНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

 

   Качество дизельного топлива должно обеспечивать бесперебойную подачу на всех эксплуатационных режимах, хорошее смесеобразование и плавное сгорание рабочей смеси, минимальную коррозию деталей.

   Промышленность выпускает следующие марки дизельных тогогав: Л, 3 и А (ГОСТ 305—82).

   Для эксплуатации дизелей при температуре окружающего воздуха 0° С и выше предназначено топливо марки Л (летнее), при температуре окружающего воздуха минус 20° С и выше — топливо марки 3 (зимнее), а при температуре окружающего воздуха минус 50° С и выше — топливо марки А (арктическое).

   По этому же ГОСТу дизельное топливо по массовому содержанию серы подразделяется на два вида:

  •   первый, когда ее не более 0,2 %;
  •   второй — когда серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %).

   Самовоспламеняемость дизельного топлива оценивают специальным показателем — цетановым числом, которое у всех марок топлива должно быть 45.

   В условное обозначение топлива марки Л входит массовая доля серы в процентах и температура вспышки, марки 3 — массовая доля серы и температура застывания, марки А — только массовая доля серы. Например, топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой вспышки 40° С обозначается так: топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305—82, а топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания — 35° С : топливо дизельное, З...0,2 минус 35° С ГОСТ 305—82.

   Бензин марки А-72 ГОСТ 2084—77 используют в небольших количествах в смеси с моторным маслом в соотношении пятнадцать частей бензина к одной части моторного масла. Смазывать механизмы и сборочные единицы тракторов и машин нужно только маслами и смазками, марки которых рекомендуют заводы-изготовители тракторов и машин. Как правило, эти марки соответствуют ГОСТу, но в отдельных случаях заводы-изготовители предлагают применять марки масел и смазок по временным техническим условиям (ТУ) или по отраслевым стандартам (ОСТ).

   В теплый период года используют более вязкие, а в холодный период года менее вязкие марки масел.

   Масла для двигателей маркируются по ГОСТ 17479—72 следующим образом: М — моторное; цифра — уровень вязкости (мм2/с) при 100° С; буквы А, Б, В, Г, Д — группа по эксплуатационным свойствам. Масла группы А применяют для нефорсированных двигателей, группы Б — для малофорсированных двигателей, группы В — для среднефорсированных двигателей, группы Г — для высокофорсированных двигателей, группы Д — для высокофорсированных дизелей, работающих в тяжелых условиях.

   Если буквы без цифрового сопровождения, то масло универсальное и может использоваться в двигателях с искровым зажиганием и дизелях. Масла с индексом 1 применяют только в двигателях с искровым зажиганием, а с индексом 2 — только в дизелях.

   Пример обозначения моторного масла. M-S-Bg, где М — моторное масло, 8 — класс вязкости, В — масло для среднефорсированных дизелей.

   Обозначение моторного масла М-8-В2 соответствует принятому в нормативно-технической документации маслу М-8В2 по ГОСТ 8581—78.

   В трансмиссиях тракторов применяют масла, которые маркируются по ГОСТ 17473.2—85 следующим образом:

  •  ТМ (трансмиссионное масло);

  •  первая цифра характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам;

  •  вторая цифра указывает класс кинематической вязкости.

   Пример обозначения трансмиссионного масла: ТМ-3-18. Оно соответствует принятому в нормативно-технической документации маслу ТАП-15В по ГОСТ 23652—79.

   Марки масел, рекомендованные заводами-изготовителями в нормативно-технической документации для дизелей, гидравлических систем (ГОСТ 8581—78) и трансмиссий тракторов (ГОСТ 23652—79), а также обозначение этих марок по новым ГОСТам приведены в таблице 9.

   Если в марке моторного масла уровень вязкости обозначен цифрой 8, его используют при температуре окружающего воздуха от — 40° С до 5° С, а если класс вязкости обозначен цифрой 10 — от 5° С до 50° С.

   По назначению различают три основные группы пластичных смазок:

  • антифрикционные,
  • консервационные (защитные),
  • уплотнительные.

   В зависимости от области применения пластичные смазки делят на два класса: универсальные, широко применяемые в сборочных единицах различных машин, и специальные, используемые только в определенных машинах и сборочных единицах.

   Для смазывания сборочных единиц тракторов применяют:

  •  жировые солидолы: пресс-солидол Ж и солидол Ж (ГОСТ 1033—79);

  •  синтетические: пресс-солидол С и солидол С (ГОСТ 4366—76);

  •  смазки «Литол-24» (ГОСТ XJT3621150—75);

  •  ЦИА ТИМ-201 (ГОСТ 6267—74);

  •  смазку №158 (ТУ 38 101320—77).

   Солидолы относятся к наиболее массовым и дешевым пластичным антифрикционным смазкам, они представляют собой мягкие маслянистые мази от светло- до темно-коричневого цвета. Жировые и синтетические солидолы взаимозаменяемы, так как их эксплуатационные свойства почти одинаковы. Температурный интервал применения солидолов Ж и С — минус 20° С... плюс 65° С, а пресс-солидолов Ж и С — минус 30... плюс 50° С.

   Смазка «Литол-24» — мягкая мазь коричневого цвета. Ее температурный интервал применения — минус 40... плюс 110° С. «Литол-24» имеет хорошие консервационные свойства и надежно защищает детали от коррозии. Ею можно заменять солидолы всех марок. «Лйтол-24» нужно менять в 2...3 раза реже, чем солидол. Применение этой смазки дает значительный экономический эффект. Однако в плохо уплотненных, не защищенных от грязи и воды, подвижных соединениях использовать «Литол-24» нецелесообразно.

   Смазка ЦИАТИМ-201— мягкая мазь желтого или светло-коричневого цвета, сохраняющая свою работоспо­собность при температурах до минус 60° С.

   Смазка № 158 — мягкая мазь синего цвета. Температурный интервал применения — минус 30.,. плюс 100° С. Она предназначена для смазки подшипников качения генераторов, стартеров магнето и электродвигателей вентиляционной установки. Смазка № 158 обеспечивает работу этих подшипников в течение 2...3 лет без замены.

   Марки смазок, рекомендованные заводами-изготовителями для различных моделей тракторов, см. в таблице 9.

   Охлаждающие жидкости.

  В двигателях внутреннего сгорания в качестве охлаждающих жидкостей используют воду и антифризы.

   Вода должна быть чистой, с небольшим содержанием солей кальция и магния. Воду считают мягкой, если в ней содержится солей до 1 ммоль/кг, средней жесткости — 1...2,5 ммоль/кг, жесткой — 2,5.,.5 ммоль/кг.

   Воду средней жесткости и жесткую без предварительного смягчения применять нельзя, так как при работе двигателя соли осаждаются на стенках деталей, омываемых водой, образуя накипь, которая снижает теплопроводность стенок и ухудшает циркуляцию воды, поскольку уменьшаются сечения каналов водяной рубашки и трубок радиатора. Все это ведет к перегреву двигателя, снижению мощности, к интенсивному износу деталей.

   Простейший способ умягчения воды — кипячение в течение 30...40 мин с последующим отстаиванием и фильтрацией через матерчатый фильтр. Воду, которую сливают после работы из системы охлаждения, накапливают, отстаивают и фильтруют для использования.

   При обработке воды тринатрийфосфатом сначала готовят раствор из расчета 3 кг технического тринатрийфосфата на 10 л воды. Его тщательно перемешивают, а затем отстаивают. Для умягчения 100 л воды жесткостью 4...4,5 ммоль/кг используют 0,5 л этого раствора. Раствор вливают в воду и перемешивают 3...4 раза через каждые 15 мин. Затем дают воде отстояться не менее 3 ч и, профильтровав, применяют в системе охлаждения.

   При использовании воды, умягченной тринатрийфосфатом, систему охлаждения необходимо периодически промывать чистой водой.

   В тракторах в зимнее время используют низкозамерзающие жидкости — антифризы. Промышленность выпускает антифризы 40, 65 (ГОСТ 159—52), температура замерзания соответственно не выше минус 40 и 65° С, и «Тосол-А» (ТУ 6—02—751—86). Из этого препарата готовят антифриз, разбавляя его определенным количеством дистиллированной воды.

  Водные растворы «Тосол-А» выпускаются двух марок: «Тосол-А-40М» и «Тосол-А-65М». Цифры указывают на температуру воздуха, при которой жидкость замерзает.

   Показателем, определяющим температуру кристаллизации низкозамерзающей жидкости, является плотность, В процессе эксплуатации периодически проверяют ареометром плотность низкозамерзающей жидкости.

   При температуре 20° С плотность антифризов должна быть:

  •   А-40М — 1,070;

  •   А-65М — 1,084;

  •   «Тосол А-40» — 1,075..Л ,085;

  •   «Тосол А-65» — 1,085...!,095 г/см3.

   Антифризы заливают в систему охлаждения на 5...7 % (по объему) меньше, чем воды, так как они расширяются при нагревании. При уменьшении объема антифриза в системе охлаждения в нее вливают дистиллированную воду, которая в процессе работы двигателя испаряется. Тосол заменяют через два года.

  Так как в состав антифризов входит ядовитый этиленгликоль, механизаторы и весь обслуживающий персонал должны быть проинструктированы о правилах обращения с ним.

   Жидкость для стеклоомывателя представляет собой отфильтрованную воду или химическое средство «Авто-очиститель-2».


главная :: сельхозтехника и оборудование   :: каталог организаций :: доска объявлений   :: техническая литература
 

Яндекс цитирования
 
Все права защищены!
© Vpole.Ru, 2002-2015
Email: vpole@vpole.ru